+7 (909) 152-56-52,+7 (800) 550-48-02добавочный 1 orders@fly-fishing.ru Пн - Пт: 10:00-19:00 МСК Сб - Вс: Обработка заказов +7 (909) 152-56-52 доб.2
Вт-Сб:11:00-20:00 МСК Вс-Пн: Выходной +7 (903) 204-25-96
перейдите по ссылке Пн - Пт: 9:00-19:00 МСК
Сб - Вс: Выходной
 

Основные принципы построения нахлыстового заброса


Анвар_М.

Зарегистрирован 2014-01-06
Постов 111
Основные принципы. (basic principles)

1. Постоянное ускорение* (constant acceleration) шнура (line) до сброса петли (loop).

Что при забросе вперед (forwardcast), что при забросе назад (backcast), независимо от того, используется ли тяга (haul) второй рукой, это необходимое условие для построения правильного заброса, формирования правильных петлей (loop formation). Нарушение этого принципа ведет к перехлестам (tailing loop) или открытым петлям (open loop) в зависимости от того, каким образом этот принцип был нарушен. Больше приложено силы и/или тяга в начале заброса - перехлест, потеря ускорения в конце заброса до момента сброса петли - открытые петли. Приложение силы должно быть плавным, любые резкие движения нежелательны (smooth application of power). В случае если применяются тяги, то чем позже применяется тяга, тем лучше. Отлично если тяга совпадает с финальным движением кисти (wrist movement). Тяга должна производится тоже с ускорением, остановка тяги должна совпадать с моментом сброса петли или его обуславливать (забросы в технике без стопов (stopless)).
* Под этим подразумеваем что скорость тюльпана с момента начала заброса увеличивается до момента сброса петли. Изменение ускорения определяет форму петли. В большинстве случаев возрастающее ускорение предпочтительнее.

2. Правильный тайминг (timing)

Заброс можно разбить на 4 фазы: заброс назад, дрейф назад (backwards drift), заброс вперед, дрейф вперед. Организация этих фаз по времени называется таймингом. После сброса петли, рука с удилищем продолжает двигаться в направлении заброса - это называется дрейфом, рука держащая шнур, в случае выполнения тяги, движется к месту откуда будет выполняться тяга при забросе в другую сторону. Назначение дрейфа - обеспечить паузу, требуемую для разворота петли и правильное/удобное положение рук для начала заброса в другую сторону. В противном случае теряется эффективность забросов, возможны отстрелы мушек. Если рука с удилищем начинает двигаться в направлении следующего заброса сразу после сброса петли или раньше чем развернется шнур, это называется сползанием (creeping). Это ведет к сокращению эффективной арки заброса (casting arc) и обычно к неправильному приложению сил к забросу в другом направлении. Арка заброса показывает положение удилища в начале заброса и в момент сброса петли.
В свою очередь заброс можно разделить на 2 подфазы: начальное перемещение удилища (pulling) (обеспечивает надлежащее выпрямление и натяжение шнура) и собственно сам силовой заброс (обеспечивается в большей степени поворотом удилища (rotation) в плоскости заброса). Начальное перемещение, как и дрейф при работе с небольшим количеством шнура ( вплоть до длины средней торпеды за тюльпаном) - небольшие, порой едва обозначаемые движения. Поворот должен начинаться не позже чем рука с удилищем пересекает ось тела.

3. Контроль петли (loop control)

Чем уже петля, тем меньше сопротивление воздуха. С первых же упражнений большое внимание надо уделять формированию петель как при забросе вперед, так и при забросе назад. Важно не допускать перехлестов, петли не должны быть открытыми. Ветер “пробивает” не удилище, способность уверенно работать при ветре определяется возможностями самого нахлыстовика.
Прогрессивная техника предполагает уверенное управление формой петель. В зависимости от условий (направление, сила ветра, вес мушки /мушек относительно снасти) надо уметь формировать сужающиеся петли ( прогрессивное ускорение до сброса петли), открытые петли (регрессивное ускорение), уметь управлять формой петли после момента сброса петли.

4. Плоскость (casting plane)

Очевидно, что забросы назад и вперед надо делать в одной плоскости. В зависимости от условий плоскость заброса может меняться от горизонтальной до вертикальной. При бросках на дальность плоскость должна быть максимально приближена к вертикальной. Потери при несовпадении плоскостей заброса назад и вперед могут достигать 20%. При забросах необходимо обращать внимание и на плоскость в которой разворачивается петля, она должна совпадать с плоскостью заброса, если намеренно не задумано иначе. Отрабатывать броски в плоскости имеет смысл вдоль реальной стены или, по крайней мере, прямолинейной разметки. Естественные движения рук, особенно при увеличенной арке заброса, как правило, не способствуют сохранению плоскости заброса. Это надо тренировать.
Вообще здесь имеет смысл оговориться: забросы вперед и назад можно совершать в разных плоскостях, важно, чтобы после выпрямления шнура после заброса он оказался в плоскости построения заброса в противоположном направлении. Т.е. эффективность сохраняется как минимум и в случае забросов в соосных плоскостях ( с поправкой на гравитацию ).
Существуют два очень важных момента при построении заброса: постоянное натяжение шнура и прямая траектория движения тюльпана на участке разгона шнура до момента сброса петли (SLP -straight line pass of the rod tip). При соблюдении первых четырех принципов и то и другое будут являться следствием правильности их исполнения.
При тренировках определенно имеет смысл обращать внимание именно как на постоянное натяжение шнура, так и на разгонную траекторию тюльпана.


5. Эргономика (ergonomics)

Более хорошо владеющего снастью нахлыстовика всегда отличит меньшая арка заброса при том же количестве шнура за тюльпаном и, вообще, меньшее количество энергии затрачиваемое при забросах. При совершенствовании техники необходимо анализировать каждое движение начиная с выбора стойки, хвата, движений корпуса и т.д. Надо избавляться от паразитных движений и искать лучшие способы выполнения необходимых действий с учетом персональной моторики. Именно в этом будет заключаться индивидуальный подход/техника а не в тех или иных паразитных, бессмысленных движениях.

Анвар М.
Отредактировано Анвар_М. (10 апреля 2018 г. 12:59:39)

Володя

Зарегистрирован 2014-09-20
Постов 9
Скажите пожалуйста, это перевод какой то статьи, или ваши мысли?

Анвар_М.

Зарегистрирован 2014-01-06
Постов 111
Это не перевод, английские термины даны с целью недопущения разночтений. Авторская статья. Все мысли, изложенные в статье, своими называть не возьмусь)).

lexir38

From: Иркутск
Зарегистрирован 2014-09-04
Постов 1
Дельный материал, четко, кратко с расстановкой :-)

Но к этому материалу нужна тренировка, как говорил батюшка Ленин - Учиться, учиться и еще раз учиться :-)

Володя

Зарегистрирован 2014-09-20
Постов 9
Без тренировок ни куда

terek

From: Новосибирск
Зарегистрирован 2014-08-20
Постов 73
Либо что то с переводом/интерпретацией, либо не верное изложение. Пять принципов выглядят вот так:
1. Eliminate Slack - натяжение (отсутствие провисов и волн на шнуре).
2. Timing - тайминг (соблюдение временных фаз заброса)
3. Variable Casting Stroke/arc - арка (изменяемая арка и длина маха в зависимости от длины выпущенного шнура)
4. Application of Power - ускорение (скорость должна неуклонно расти до стопа)
5. Straight Line Path - прямолинейность траектории тюльпана
Каким образом плоскость или например эргономичность влияют на качество петель?

Анвар_М.

Зарегистрирован 2014-01-06
Постов 111
terek
Либо что то с переводом/интерпретацией, либо не верное изложение. Пять принципов выглядят вот так:1. Eliminate Slack - натяжение (отсутствие провисов и волн на шнуре).2. Timing - тайминг (соблюдение временных фаз заброса)3. Variable Casting Stroke/arc - арка (изменяемая арка и длина маха в зависимости от длины выпущенного шнура)4. Application of Power - ускорение (скорость должна неуклонно расти до стопа)5. Straight Line Path - прямолинейность траектории тюльпанаКаким образом плоскость или например эргономичность влияют на качество петель?

Я встречал различные материалы касательно 5 принципов, и наблюдал за спорами касательно этой темы. Впрочем можно выделить и меньшее количество основополагающих принципов, но 5 хорошее число)). Ни одно из встреченных изложений меня не устраивало и я решил сделать так как это вижу и пониманию, и так, как я считаю эффективнее давать построение заброса в первую очередь начинающим. Т.е. наиболее важно: - ускорение, тайминг, плоскость, петли. Последовательность акцентирования внимания может меняться. Последний принцип - скорее оценка усвоения материала и, возможность анализа (самооанализа) и направление совершенствования. Перед написанием статьи я даже не стал заморачиваться поиском каких то источников. Изложенный мной материал разумеется может быть доработан и улучшен (уже вижу что надо бы подправить, но сделаю, вероятно, это позже).

По переводу:
Application of Power - приложение силы ( при такой подаче обычно хуже усваивается чем объяснение принципа постоянного ускорения);
Straight Line Path - прямолинейность движения шнура (можно трактовать и как тюльпана). Считаю, что излагать это как основополагающий принцип не нужно бы, это скорее неизбежное следствие правильно соблюдаемых принципов ускорения, плоскости. При таком подходе также материал и понимание SLP усваивается лучше.
3. Variable Casting Stroke/arc - арка (изменяемая арка и длина маха в зависимости от длины выпущенного шнура) - не может быть основополагающим принципом. Скажем, я могу (да и не только я ), в одинаковой арке, что узкой, что широкой работать с разным выпуском шнура, меняя темп ускорения, помогая тягой. Ни один из других 4-х принципов нарушен не будет, тем не менее я нарушу этим изложеннный принцип Variable Casting Stroke/arc , таким образом это не может являться основоолагающим принципом . Но соглашусь, что рассказать об изменении арки крайне желательно, надо будет доолнить, спасибо!
Отредактировано Анвар_М. (26 сентября 2014 г. 13:30:45)

terek

From: Новосибирск
Зарегистрирован 2014-08-20
Постов 73
Анвар М.
Straight Line Path - прямолинейность движения шнура (можно трактовать и как тюльпана). Считаю, что излагать это как основополагающий принцип не нужно бы, это скорее неизбежное следствие правильно соблюдаемых принципов ускорения, плоскости. При таком подходе также материал и понимание SLP усваивается лучше.
4 остальных изложенных в моем посте принципа подчинены в первую очередь SLP. Именно он главный. могу при соблюдении ускорения и сохранении плоскости выдать и тайлинг и открытую петлю.
Анвар М.
Скажем, я могу (да и не только я ), в одинаковой арке, что узкой, что широкой работать с разным выпуском шнура, меняя темп ускорения, помогая тягой. Ни один из других 4-х принципов нарушен не будет, тем не менее я нарушу этим изложеннный принцип Variable Casting Stroke/arc , таким образом это не может являться основоолагающим принципом
Анвар, если ты при встрече покажешь мне снастью для траут дистанс узкую качественную петлю с 5-ю метрами ЕД за тюльпаном и аркой 170 градусов, а так же хорошую петлю с выпуском всей головы ЕД и аркой 90 градусов при нулевой длине маха, то я публично съем свой сертификат инструктора. Я же продолжаю утверждать, что арка и длинна маха увеличиваются пропорционально длине выпущенного шнура, т.е. строго зависят от веса за тюльпаном.

TheMax

Зарегистрирован 2014-01-06
Постов 685
terek
арка и длинна маха увеличиваются пропорционально длине выпущенного шнура, т.е. строго зависят от веса за тюльпаном.

Разве от веса ? Мне казалось, что скорее от степени воздействия на удилище, что скорее есть нечто типа m*a

Быстрое удилище 12го класса возьми и кидай свой ED шагая взад-вперед(чтобы удлинить горизонтальное перемещение) только на тяге не сильно наклоняя швабру в руке. Можно случайно и съесть сертификат-то

Лучше изложение для начинающий оптимизируйте, чем споры успаривать
Отредактировано TheMax (29 сентября 2014 г. 13:31:01)

Анвар_М.

Зарегистрирован 2014-01-06
Постов 111
terek
1. SLP. При соблюдении ускорения и сохранении плоскости выдать и тайлинг и открытую петлю не очень получится при соблюдении 4-го принципа - принципа контроля петли. Некий смысл сделать к тексту несколько рисунков есть, но как вариант развития было бы более уместным некоторые аспекты заброса развить в отдельные темки.
Далее. Настурает момент )) уточнить твою трактовку SLP - речь все таки о тюльпане или о шнуре. Если о тюльпане, то для техники 170 линия его перемещения не должна быить прямой.
SLP я намеренно уделил немного времени, чтобы непутать начинающих. При соблюдении первых 4-х ринципов SLP будет получатся как следствие. Есл пытаться строить заброс от обратного, то путь может оказаться через чур долгим в лучшем случае.
2. Не вижу проблем ни в случае 5м шнура и 170, ни в 90 арке с выпуском за тюльпан. При встрече постараюсь продемонстрировать, мне надо будет только несколько минут для разогрева и адекватные внешние условия. Но, я считаю, не это важно а то, что, как я уже говорил, принцип ширины арки легко нарушается, или же надо это понятие развернуть с достаточными объяснениями и поправкой на частный случай. Я считаю что ширину арки при разном выпуске шнура надо показывать в первые полчаса обучения при работе без тяг наглядно для простоты усвоения материала.
Уточни пожалуйста что конкретно ты называешь длиной маха?
3. Практикую упражнение - держать одно и то же количество шнура, меняя ширину арки, тягу, с избыточной энергией и с достаточной энергией (для разворота), меняя формы петель, работая как в 170, так и в узкой арке. Это хорошо для развития более адаптивной техники.
Рекомендую всем .
P.S. Алексей, если есть стоящие материалы по основам заброса, по технике заброса, да еще и на русском языке, то почему бы не опубликовать. Я не претендую быть истиной в последней инстанции, пусть люди сравнивают и выбирают то что им будет ближе и понятнее.
Отредактировано Анвар_М. (29 сентября 2014 г. 15:35:27)